2 заметки по делу.

Cute schoolboy keeping open book on head in classroom

Заметка первая.

Проходит время, и я чувствую, что тема коучинга в образовании все больше и больше меня притягивает и вдохновляет. Оказывается, что как и все новое – это не всегда радость для многих, что далеко не всем это нужно. . .

Теперь уже есть опыт применения коучинга в работе. Что это мне дало? Радость, позитив, общение с учениками на равных, развитие самой себя, уверенность в том, что делаю благо, вселяю уверенность в ребят. А что это дало детям, с которыми занимаюсь? Возможность открытого общения, осознание того, что можно и нужно спрашивать, когда что-то не понятно, а не пропускать и замалчивать некоторые вопросы, «авось и так пронесет…». А еще доверие, понимание, возможность просто выговориться, не получая взамен совета или наставления, а получая вопрос, над которым стоит подумать, и не отвечать сразу…

Есть родители, которые обращаются с просьбой «разговорить» своих детей в процессе учения. Т.е. дома дети преимущественно молчат, в классе на уроках молчат, со взрослыми неохотно общаются. И задача подготовки по физике (т. к. я – преподаватель физике) дополняется отработкой навыка общения со взрослыми. После установления доверительных отношений начинается работа по задаванию открытых вопросов по теме, а потом и «про жизнь». И так потихоньку, убеждаясь в необходимости обратной связи с ним, ребенок начинает хотя бы отвечать на вопросы, потом задавать свои. И вершиной достижения становится день, когда этот ребенок приходит и с порога рассказывает о чем-то, что произошло с ним за то время, пока мы с ним не виделись. Это значит, что ребенок и сам готов продвигаться в направлении расширения общения, приобретать навыки в его совершенствовании и развития. Тогда – ура! – мы совпадаем на уровне ценностей, значит прогресс будет!!!  

Конечно, есть моменты, когда вновь возникают ситуации, когда подросток замолкает. Часто это связано с тем, что он не знает ответа на вопрос, не видит хода решения задачи. Как понять, что молчание – это всего лишь невладение информацией? И главное – как выяснить, где именно начинается «непонятка», если ребенок молчит? Вот тут и начинается коуч-подход с прояснением  того, что в данной ситуации есть необычного для ребенка,  что он уже знает здесь, что ему необходимо еще для решения и т. д. Цель достигнута – я получаю ответы, при этом ребенок готов дальше работать и искать решение.

Как закрепить этот успех в общении? Для этого лучше всего подойдет группа поддержки в виде родителей, семьи. Ведь именно мама была инициатором того, чтобы ее ребенка «разговорили». И именно она – главная поддержка для сына в этой ситуации. Задавая открытые вопросы,  которые требуют развернутого ответа, навык общения продолжает раскрываться.

Конечно, это — работа не для одного  дня. Поддержание в подростке его ощущения уверенности в том, что он интересен, важен и нужен, особенно в семье – ежедневная работа со стороны близких, которые заинтересованы в достижении результатов. Что его мнение — есть та основа, которая помогает понять его, и ему понять мир.

 

Заметка вторая (короткая)

Возможно, для кого-то это тоже окажется важным.

Из диалога со своим учеником (15 лет). Текс почти дословный:

— Почему ты ходишь ко мне делать домашнее задание? Ведь мы могли бы общаться по скайпу, когда ты делаешь домашнюю работу по физике… Ты можешь сэкономить время на дороге.

— Нет уж. Вдруг будет такое задание, которое я не буду знать, как решать. А вас не будет рядом. Так вы мне можете все объяснить сразу. И, кроме того, вы – хороший психолог!

— ???? Я учитель, а не психолог! Я признательна, конечно, за такую оценку моего творчества. Я рада, если я тебе в чем-то помогла, кроме учебы.

— Даже если вы не психолог – вы помогаете решить разные случаи, и я могу их обсуждать с вами. Вы не даете советов, не заставляете делать так, как вы считаете нужным.  В общем, мне так спокойнее!

(Благодарю, коучинг!!!)

 

PlotnikovaАвтор: Татьяна Плотникова

учитель физики с 23-летним стажем, репетитор, сертифицированный коуч (МЭУК).

 

 

 

 

 

 

 

При использовании данных материалов,  ссылка на Коучингвобразовании.рф обязательна