Автор – Муравьева Светлана Александровна, победитель конкурса учителей на обучение коучингу
Мероприятие специально разработано по заказу управления учебно-воспитательной работы и социокультурной деятельности РГУ имени С.А. Есенина г. Рязани.
Место проведения: Образовательный лагерь-семинар «Вектор РГУ».
Целевая аудитория: студенты 1-5 курса РГУ имени С.А. Есенина – члены ассоциации студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Количество участников — 42 человека.
Цель тренинга для организаторов:
- Выбрать вектор развития личности на ближайшее время (от 1 до 4 лет).
- Повысить ответственность студентов-сирот за свою жизнь.
Цель тренинга для студентов:
- взглянуть на свою жизнь как на проект;
- познакомить с инструментом, который позволит «закрутить жизнь» по-новому;
- найти свои зоны роста для достижения жизненного баланса (гармонии).
Ваши выгоды:
- научитесь ставить и формулировать цели
- найдёте жизненные ориентиры
- увидите свои возможности, ресурсы и зону роста
- сможете понять главные смыслы и ценности
- привнесёте изменения в своё настоящее
- определите точку отсчета и начнёте движение вперед
Анализ психолого-педагогических исследований для студентов- сирот юношеского возраста позволил выявить следующие специфические особенности процесса социализации:
ü нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
ü неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
ü низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
ü слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
ü потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
ü неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
ü несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
ü несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
ü низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
ü и, наоборот, чрезмерное привлечение внимание, желание любыми средствами выделится среди сверстников, завоевать внимание старших, болезненное самолюбие, нетерпимость к критике;
ü трудности в обучении, концентрации на предмете, быстрая смена интересов, неспособность довести начатое дело до конца;
ü склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению.
- В связи с этим предлагаем рассмотреть в «Колесе гармонии» такие важные для данной категории студентов жизненные сферы как:
- Общество (Как научиться налаживать отношения, адаптироваться, быть понятым? Что мне лично нужно изменить в себе, чтобы быть принятым в обществе?)
- Общение (Как строить отношения с самыми близкими людьми? Какие личностные качества мне надо взращивать для этого?)
- Я – САМ (Кто я тот, кем могут гордиться? Какой я? Какие качества личности нужно развивать, чтобы не быть потерянным?)
- МИР — для МЕНЯ (Какие гарантии, льготы, возможности предоставляет мне государство, планета, чтобы я смог жить счастливо? Что мне ещё нужно узнать об этом?).
- Смыслы и Ценности (Ради чего(кого) такого важного я живу? В чем моя миссия?)
- Полезные привычки (Какие полезные привычки мне нужно привнести в свою жизнь, чтобы повысить качество жизни? Что я должен делать по-другому?)
- Успех, достижения (Каких высот мне хочется достигнуть через 1-5 лет?)
- Самосовершенствование (Готов ли я выйти из «зоны комфорта», чтобы развиваться дальше? Что я сделаю в ближайшую неделю?)
2. Выберем временной период (шкалу времени), через который ты хотел бы увидеть свою жизнь гармоничной (1-5 лет).
3. Выбираем любую сферу и наполняем её по-своему на 10 баллов.
4. Отмечаем, где вы сейчас находитесь по шкале от 1 до 10.
5. Прописываем и отмечаем остальные 7 сфер.
6. Обводим контур получившейся фигуры по 8 секторам. На что это похоже? Да, на таком колесе далеко не уедешь. А что хочется? Да, округлить, гармонизировать. Надо действовать. Готовы?
7. Подумайте и выберете такую сферу, начавшиеся изменения в которой, автоматически повлекут изменения в остальных сферах. Какая это сфера? Проведите вектор из центра колеса вдоль этой сферы – это и будет началом изменений!
8. Какие шаги в этой сфере вы сделаете в ближайшие 3 дня? Запишите их.
9. Я благодарю вас за стремление сделать свою жизнь наполненной, гармоничной, за осознанность и смелость первых шагов. Я благодарю вас за то, что вы открыты изменениям и готовы наполнять добром и радостью каждый прожитый день!
Подробное описание игры с кейсами — в файле pdf, при использовании просим Вас ссылаться на автора Муравьеву С.А. и будем рады вашим отзывам!